18-21 ноября
2013 года г.
Москва На базе Московского педагогического
государственного университета, Московского государственного технического
университета имени Н.Э. Баумана и Московского института открытого
образования проведена XIX
Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование для инновационно-технологического
развития страны».
В работе Конференции приняли участие
более 120 человек из 8 регионов России,
которые представляли общеобразовательные учреждения и учреждения среднего и
высшего профессионального образования*, учреждения повышения квалификации
работников образования, а также коллеги из Украины.
В материалах Конференции опубликованы
статьи специалистов в области технологического образования России, Украины, Беларуси, Японии. В рамках Конференции
были проведены пленарные и секционные заседания, организовано посещение ряда
общеобразовательных учреждений г. Москвы.
Участники Конференции отмечают:
Подготовка кадров для решения
научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического
развития, стоящих перед Российской Федерацией, должна начинаться с изучения предметной
области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в средних и высших профессиональных учебных
заведениях. Предметная область «Технология» является основной практико-ориентированной
образовательной областью в школе, в которой интегрируются и реализуются знания,
полученные при изучении естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, а также
формируются навыки и умения практической проектной работы, столь необходимые
всем современным профессиям созидательного труда.
Именно при освоении предметной области
«Технология» учащиеся должны получить исходные представления и умения для
анализа и творческого решения возникающих практических проблем, большинство из
которых связано с преобразованиями материалов, энергии и информации, в процессе
проектирования, конструирования и изготовления изделий. На уроках «Технологии»
школьники получают знания и умения в области технического или инженерного
творчества, представления о мире техники и техносфере, влиянии технологий на
общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и
общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих
возможностей.
В настоящее время передовые страны
мира, учитывая особую значимость инновационного и технологического развития, уделяют
особое внимание технологическому образованию.
Об этом, в частности, свидетельствует
Международная конференция стран Азиатско-Тихоокеанского региона по
технологическому образованию, проведённая в Нанкине (КНР) в октябре 2013 года.
Вместе с тем ситуация с изучением предметной
области «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях Российской
Федерации во многих случаях не отвечает современным требованиям и продолжает
ухудшаться.
Федеральные государственные
образовательные стандарты начального и основного общего образования по новому
формулируют взгляд на предмет, требуют поиска новых подходов к реализации
учебных программ для предметной области «Технология» в основном звене средней
школы.
В федеральном государственном
образовательном стандарте для старшей школы «Технология», как предметная
область, отсутствует и является предметом по выбору.
Сокращение числа часов на изучение предметной
области «Технология», ликвидация непрерывности и преемственности
технологической подготовки, устаревшее оборудование учебных мастерских,
отсутствие финансирования для приобретения материалов и нового оборудования, недостаточное
информационное обеспечение, недостаточная
оплата труда преподавателей и, в силу этого, уход из школ учителей технологии,
в первую очередь мужчин, приводит к разрушению технологической подготовки
школьников и наносит серьезный ущерб технологическому и
социально-экономическому развитию
нашей страны.
Учитывая
значение технологического образования для решения задач стратегического развития
Российской Федерации, в том числе, обозначенных в Указе
Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» от 7 мая 2012 г. № 596 (п. 1 «а»), и необходимость
приведения его в соответствие с современными требованиями,
Конференция
обращается:
к Министерству образования и науки Российской
Федерации с предложениями:
- считать технологическое образование и
предметную область «Технология» приоритетными для решения стратегических задач,
связанных с формированием в стране высокотехнологичной экономики;
- положительно решить вопрос о разработке и реализации в России проекта
интегрированной системы технологического образования, включающей все его
уровни: дошкольное, общее, начальное, среднее и высшее профессиональное.
- считать необходимым разработку и внедрение региональных
моделей технологического образования, учитывающих специфику ситуации в каждом
конкретном субъекте федерации;
- при распределении учебных часов
на изучение предметной области «Технология» обеспечить непрерывность
технологической подготовки школьников с 1 по 11 класс в объеме не менее 2 часов
в неделю. На изучение графики (черчения), практически исчезнувшей из школы,
должно быть выделено время в 8 и 9
классах; (в КНР на изучение труда и технологии выделено 3 часа в неделю
с 3 по 9 класс и 144 часа – в 10-12 классах);
- для предпрофильной подготовки выделить часы не из инвариантной части
базисного учебного плана, а только из вариативного компонента, поскольку эта
подготовка должна учитывать региональные особенности;
- обратить особое внимание на реализацию технологических профилей на
старшей ступени общего образования; предусмотреть в программах всех уровней формирование технологической культуры
учащихся ;
- обеспечить переход к модели профильной технологической
подготовки учащихся 8-11 классов , учитывающей потребности региона в кадрах определенного
профиля и уровня квалификации для работы в современных высокотехнологичных
отраслях и производствах;
- разработать и реализовать региональные и муниципальные
модели и программы профессиональной ориентации молодёжи с участием региональных
органов образования, труда и занятости, молодёжной политики, представителей
бизнеса и некоммерческих организаций;
- увеличить финансирование для разработки и оснащения школ
современным учебным оборудованием, в том числе станками с ЧПУ, и материалами
для обеспечения технологического образования школьников;
- в условиях нормативно-подушевого финансирования в бюджете школы отдельной статьёй
предусмотреть выделение средств на материальное обеспечение предметной области
«Технология»;
-
рассмотреть возможность и нормативно оформить, в виде
соответствующего распоряжения, разрешение использовать бытовую аппаратуру с
рабочим напряжением 220 В в учебном процессе общеобразовательных школ на
уроках технологии в 8-11 классах;
-
принять меры по сохранению и расширению сети межшкольных учебных
комбинатов (ресурсных центров) – общеобразовательных учреждений, занимающихся
технологической, предпрофильной и профильной подготовкой школьников, определить
их юридический статус как общеобразовательных учебных заведений; опираться при этом на имеющийся в регионе опыт и задел
(наличие сети межшкольных учебных комбинатов – ресурсных центров; сетевое
взаимодействие общеобразовательных школ с учреждениями среднего
профессионального образования, в том числе, обеспечивающее возможность
реализацию на базе старшей ступени школы начальной профессиональной подготовки
в рамках профильного обучения);
-
создать нормативно-правовые условия,
обеспечивающие более широкие возможности для социального партнёрства
образовательных учреждений с предприятиями экономической сферы в целях
повышения эффективности технологического образования (включая обеспечения
возможности для привлечения специалистов-производственников; для использования
материальной базы предприятий-партнёров в целях прохождения профессиональных
проб, учебных и учебно-производственных практик; для участия
предприятий-партнёров в материальном оснащении школьных кабинетов технологии,
мастерских и др.);
-
предусмотреть корректировку оплаты труда учителей технологии с учетом
деления на подгруппы в основной школе для обеспечения права учащихся на выбор
содержательных линий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования в
отношения предмета «Технология»;
-
подготовить с учетом обозначенных выше позиций и разослать инструктивно-методическое
письмо «О совершенствовании изучения предметной области «Технология» в
региональные управления образованием субъектов Российской Федерации;
-
обратить внимание на необходимость непрерывного повышения
квалификации преподавателей предмета «Технология», в частности в процессе
участия в конференциях по технологическому образованию, освоению ими
метапредметных требований нового стандарта образования, привлечения к обучению
высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями и
методами преподавания; рекомендовать осуществлять технологическую подготовку
школьников не бакалаврам педагогического образования, а магистрам, как это
делается в Финляндии, имеющей школьное образование одно из лучших в мире;
-
подготовить и обеспечить рассылку в региональные органы
управления образованием инструктивно-методического письма «Об аттестации
учителей технологии с учётом специфики их профессиональной деятельности»;
тарификацию учителей технологии проводить по первому уровню из-за сложности
подготовки мастерских к занятиям и дополнительных требований к обеспечению
безопасности учащихся;
к сообществу
педагогов, методистов и ученых, задействованных в системе образования
Российской Федерации и работодателей:
-
приступить к созданию Российской Ассоциации технологического образования.
|