Для тех, кто не знаком Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования""
Опубликовано 20 октября 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г.
Регистрационный N 18638
В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о
Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004
г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898;
2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч. ), ст. 1036; N 15,
ст.1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; N 48, ст. 5618; 2009,
N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434; N 33, ст. 4083,
4088; N 43, ст. 5064; N 45, ст. 5350; 2010, N 4, ст. 394; N 11, ст. 1225; N 25,
ст. 3167; N 26, ст. 3350; N 31, 4251), приказываю:
Утвердить Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования"
согласно приложению.
Министр Т. Голикова
Приложение
Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих
Раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования"
I. Общие положения
1. "Квалификационные характеристики должностей
работников образования" Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения
вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением
эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и
организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников образования" ЕКС состоит из четырех разделов: I -
"Общие положения", II - "Должности руководителей", III -
"Должности педагогических работников", IV - "Должности
учебно-вспомогательного персонала".
3. Квалификационные характеристики применяются в
качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных
инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников,
с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные
обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной
должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.
4. Квалификационная характеристика каждой должности
имеет три раздела: "Должностные обязанности", "Должен
знать" и "Требования к квалификации".
В разделе "Должностные обязанности"
содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или
частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом
технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить
оптимальную специализацию по должностям служащих.
В разделе "Должен знать" содержатся основные
требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также
знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций
и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при
выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации"
определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень
профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об
образовании, а также требования к стажу работы.
5. При разработке должностных инструкций допускается
уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в
конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный
период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся,
воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
6. В целях совершенствования организации и повышения
эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их
обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной
характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования
работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных
квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию
работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности
и квалификации.
7. При разработке должностных инструкций по должностям
работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по
должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности
(медицинские работники, работники культуры: художественные руководители,
дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.),
применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для
соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые
свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях.
8. Должностное наименование "старший"
применяется при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей,
предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными
ему исполнителями. Должность "старшего" может устанавливаться в виде
исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении
работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным
участком работы.
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа
работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но
обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие
качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по
рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть
назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную
подготовку и стаж работы.
III. Должности педагогических работников
Учитель
Должностные обязанности. Осуществляет обучение и
воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и
специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры
личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ,
используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе
по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов, современные образовательные
технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая
цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на
достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и
методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с
образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую
программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных
программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные
виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие
его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную
деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное
обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с
практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования
(образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения
обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса
обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и
электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы
обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая
человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием
современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных
технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного
журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию
образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в
деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а
также в деятельности методических объединений и других формах методической
работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время
образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их
заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику
преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету;
методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных
кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические
возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по
вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления
образовательными системами; современные педагогические технологии
продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного
подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами,
их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии;
трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными
таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила
по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
"Образование и педагогика" или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в
образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Источник http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html
|