Технология

Для учителей
Для учеников
РМО
Календарь новостей
«  Сентябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Главная » 2012 » Сентябрь » 5 » Чему мы учим, а чему нет
19:29
Чему мы учим, а чему нет

Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.
Козьма Прутков

Дай Бог все уметь, да не все делать.
Из фольклора программистов

Проблема российского инженерного образования заключается не только в том, что оно сплошь и рядом оказывается не востребовано экономикой. Обрабатывающая промышленность страны «лежит на боку», а оборонный комплекс продолжают самозабвенно «рубить» и «реформировать», и непонятно, что от него останется, когда дым рассеется.

Проблема не только в том, что на студенческие скамьи приходят часто дети, у которых нет основ и мало шансов всерьез освоить институтскую программу. Предопределенности нет – любые пробелы можно восполнить. Но зачастую и от самого студента, и от его преподавателей это требует огромных усилий. Не все к этому готовы. Проблема зачастую состоит в том, что мы не тому учим, что мы, как те английские генералы, готовимся не к последней, а к предпоследней войне, в которой участвовали.

Приведу несколько примеров, показывающих общую тенденцию.

Информационные и компьютерные технологии играли ключевую роль в V технологическом укладе, который определял экономику ведущих стран мира в течение последних 30 лет. Поэтому «инженеры-программотехники», программисты – рядовые технологического прогресса – сегодня важная часть научно-технического потенциала страны. Не стоит забывать и об экономике. Индия, к примеру, экспортирует программного обеспечения сегодня более чем на 40 миллиардов долларов. Это примерно в 5 раз больше, чем экспорт российского оружия и всего вдвое меньше, чем прибыль от продажи наших нефти и газа.

Тридцать с лишним лет назад по инициативе академика Андрея Николаевича Тихонова в МГУ был создан факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК). Были привлечены ведущие ученые, написаны превосходные для того времени учебники (изданные тиражами в 50-60 тысяч экземпляров), в университетах страны начали создаваться факультеты прикладной математики.

Та же работа под эгидой специальной комиссии конгресса в то же время велась в США. Информационные технологии рассматривались как важнейшая сфера, определяющая экономический потенциал страны и ее национальную безопасность. Было решено готовить инженеров-программистов и исследователей в области компьютерных наук (их нужно примерно в 10 раз меньше, чем программистов), а также заложены механизмы, обеспечивающие обновление учебных программ и приведение их в соответствие с достигнутым мировым уровнем.

Прошли годы. Об американском образовании в этой области и об их информационно-телекоммуникационном комплексе писать не буду. С ними все ясно.

Да и на факультете ВМК все в порядке – конкурс высокий, шансы получить хорошо оплачиваемую работу после окончания тоже велики. После первых двух курсов, как шутят сами студенты, они получают специальность «слесарь-программист» и идут работать на неполную рабочую неделю в различные компьютерные фирмы и немного подучиваются. Преподаватели стараются читать лекции в основном по продвинутым американским учебникам. До того чтобы написать свои, как-то руки не доходят. И внешне все отлично.

Но… многим вещам, которые появились в этой области, просто не учат. То, что необходимо многим «инженерам-программистам», тоже остается за кадром. И по-прежнему готовят нечто среднее между инженером и исследователем. Обычно получается ни то, ни другое, а что-то третье. Недавние выпускники иногда сравнивают себя с морскими свинками – не морские и не свинки. Эта проблема типична и для многих других университетов.

И ребята есть отличные, и первые места на мировых конкурсах занимают. Но как-то программная отрасль у нас не сложилась. И среди причин этого образование занимает не последнее место. Так что до индусов нам еще идти и идти.

О.Л. Фиговский ту же мысль иллюстрирует на примере подготовки материаловедов. Материаловед-исследователь – важная профессия; инженер – специалист по материалам тоже (в экономике развитых стран таковых требуется в 10 раз больше, чем исследователей). И вновь, в большинстве российских вузов готовят нечто среднее – и инженер и исследователь в одном флаконе… И это очень болезненно сказывается на нашей экономике. Посмотрите, как часто у нас перекладывается асфальт и красятся дома. Заметка для инженеров – в Китае протяженность сети шоссейных дорог ежегодно растет на 15%, у нас – на 0,3%. Коэффициент 50 – почувствуйте разницу.

Неправда, что скупой платит дважды. В современном высокотехнологичном мире он платит во многих областях в 10, 100 или 1000 раз больше. Министерство обороны решило быть «скупым» и ликвидировало большинство военных кафедр (впрочем, в Высшей школе экономики, руководители которой – господа Ясин и Кузьминов – более других толковали о демилитаризации образования, такую кафедру оставили…). Во множестве случаев на этих кафедрах давали отличное инженерное образование, по сути, еще одну профессию, что более чем уместно в нынешнем быстро меняющимся мире. С большим теплом вспоминаю военную кафедру физического факультета МГУ, где будущим исследователям давали специальность инженеров-электронщиков. И для многих, даже для тех, кто не пошел служить, эти знания также оказались очень полезными и востребованными. «Экономия» Минобороны влетает нашей экономике в копеечку.

Будущее за широко мыслящими, эрудированными специалистами, владеющими междисциплинарными подходами. Поэтому изумление вызывает не только то, чему учат студентов, но и то, чему их не учат. Картина открывается удивительная. И вновь пример. Я участвую в подготовке магистров в области нанотехнологий, которая ведется в Российском университете дружбы народов. Большинству из моих студентов в институте не преподавали химию, и в магистратуре преподавать не собираются. Но ведь решение большинства нанотехнологических задач лежит в этой сфере! Кого же мы готовим?

В МГТУ имени Н.Э. Баумана, как выяснилось, инженерам, которые будут работать в области информационных технологий и управления, не преподают физику и теоретическую механику. Инженера без знания этих дисциплин мне вообразить трудно, но, очевидно, кому-то это удастся. И эти блестящие люди, несомненно, есть в Министерстве образования, где утверждают соответствующие программы и стандарты.

Экономика, основанная на знаниях, требует активных, самостоятельно мыслящих инженеров, знающих свою область и представляющих другие области, знания, навыки и подходы из которых могут ему пригодится. Это требует сообщества, среды, в которой бурлит этот поток идей и подходов, и образования, готовящего к профессиональной жизни в эпоху перемен. Российской высшей школе этого очень не хватает.

Ахиллесовой пятой многих нынешних выпускников является очень низкая способность к организации и самоорганизации. Но именно это является важной частью инженерного труда! Гуманитарные науки в вузе, общественные нагрузки, да и стройотряды в доброе старое время развивали эти навыки. И сейчас надо было бы решать те же проблемы, противопоставлять атомизации общества, принципу «каждый за себя», разумные алгоритмы сотрудничества, самоорганизации, взаимопомощи.

Мир все дальше уходит в виртуальное пространство, идет по пути «Матрицы». Поэтому для школьников и будущих инженеров крайне важна возможность что-то потрогать и сделать своими руками.

И вновь пример. Мне посчастливилось учиться в средней школе № 62 города Уфы. И через много лет после ее окончания я задумался, что позволило создать в ней замечательную творческую, легкую, доброжелательную атмосферу, стать одной из лучших школ города, несмотря на отсутствие конкурсного набора, физико-математических или гуманитарных «уклонов».

Ответ оказался простым – Яков Наумович Левин. Романтик от педагогики, выдающийся директор ряда школ во многих городах, автор множества книг, продолжатель дела А.С. Макаренко, фронтовик, отметивший в этом году 90-летие. Человек неистощимого оптимизма, кипучей энергии и огромного обаяния.

В давние времена он возглавил нашу школу, сделав акцент на том, чтобы дети учились что-то делать своими руками. Не «игрушечное», а настоящее, нужное взрослым. Он с помощью шефов – крупнейшего нефтехимического завода – создал школьные мастерские. Токарное и слесарное дело, столярные мастерские, домоводство (жаль, что не удалось освоить – было только у девушек). Мы точили винты для цеха контрольно-измерительных приборов, делали мебель, а также многое другое, получали какие-то деньги, когда это считалось экзотикой. Но главное – знакомились с различными видами работ и отстраивали свое отношение к разным видам труда, ко взрослой жизни, к реальности. И это помогло очень многим, даже тем, кто со школьной поры не вставал к станку или верстаку. Ощущение «настоящего» заразительно, поддержка нового, необычного окрыляет. В школу потянулись сильные, неординарные учителя, начали рождаться легенды.

Греческий мудрец Солон советовал судить о любом деле и о прожитой жизни, только когда они заканчиваются. Я.Н. Левин ушел из нашей школы и переехал в другой город на взлете своих начинаний. Я учился через много лет после этого – «левинского» в школе тогда оставалось очень много. Только сейчас я понимаю, насколько это сильный результат.

Инженеру очень полезно самому многое уметь и видеть реальные объекты не только на экране монитора, но и в цехах, на полигонах, в лабораториях. Жаль, что этого становится все меньше.

Калинин А.Ю., Терешин Д.А. Стереометрия – 11. – Изд-во МФТИ, 2001. – 320 с.

ЗС 08/2012


Категория: Новости в образовании | Просмотров: 771 | Добавил: LarProz | Теги: образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Дневник [164]
Обзор образовательных сайтов [36]
Новости в образовании [57]
Публикации [17]
Конкурсы [126]
ИКТ [35]
Рукоделие [35]
Шейте сами [26]
Для тех кто учится шить...
Проекты [42]
Праздники [23]
Поздравления...
Притчи [37]
Летний отдых [6]
Сад [14]
Оформление, уход ...
Кулинария [35]
Предложения, советы, секреты для уроков кулинарии...
Посуда, кухонная утварь [3]
Бутерброды [5]
Салаты [12]
Супы [1]
Блюда из мяса [4]
Блюда из рыбы [1]
Блюда из творога [2]
Блюда из теста [21]
Заготовка продуктов [15]
Напитки [4]
Номинация Бутерброд [20]
Кулинарный портал
Номинация Салат [16]
Кулинарный портал
Номинация Блюда из теста [29]
Кулинарный портал
Номинация Коктейль [6]
Кулинарный портал
РМО [16]
Мой класс [11]
Профсамоопределение [7]
Куда пойти учиться?
Юридический ликбез учителю [9]
Форма входа
Архив новостей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Учитель технологии Прозорова Л.А. © 2024
    Сайт создан в системе uCoz