Технология

Для учителей
Для учеников
РМО
Поиск
Главная » Статьи » Каталог статей » Статьи педагогов [ Добавить статью ]

Реализация проекта "Изучение Вятского фольклора"

В настоящее время, когда в нашей стране происходит насаждение западной культуры, остро ощущается потребность возрождения народной культуры и необходимость создания новых учебных программ, направленных на воспитание в детях чувства национального достоинства. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенными окажутся эти знания в воспитании любви к родной природе и земле, в стремлении сохранить и возродить культуру и традиции вятского народа. Поэтому для осуществления проектной деятельности в 2008-2009 уч. году в начальных  классах МОУ СОШ №2 г.Омутнинска Кировской области была взята тема  «Изучение вятского фольклора». Учителя и учащиеся начальной школы  объединились в

 4 творческие группы. Наша группа выбрала для работы над проектом направление: сказочный фольклор.

1-й этап — погружение в проект.

Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов от проектной тех­нологии. Для выявления информированности детей о вятском фольклоре мы выбрали метод анкетирования.  Результаты анкеты показали, что дети не знают вятских писателей – сказочников, но хотят познакомиться с их творчеством. Это анкетирование помогло в выборе темы проекта нашей группы: «Изучение творчества писателей-сказочников Вятского края и представление домашнего театра».      

2-й этап организация деятельности

На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект груп­повой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы.

На протяжении месяца мы с детьми читали и обсуждали сказки Леонида Дьяконова и Виктора Бердинских. В заключение данного этапа работы нас пригласила в центральную детскую библиотеку Рулёва Галина Егоровна, мама ученицы 4 «А» класса Рулёвой Марии. Она подготовила и провела литературно-краеведческий час по творчеству Л.В. Дьяконову «Поэт, сказочник, фольклорист». Дети были активными участниками данного мероприятия: отгадывали загадки, ребусы, инсценировали сказки. Результаты второй анкеты показали, что из прочитанных произведений детям больше других понравилась сказка «Об Иване Златоусом». Именно её они выбрали для постановки  на  сцене.  Но пускать все на самотек, дать возможность детям проявлять стихийную самостоятельность нельзя. Поэтому и на данном этапе осуществления проекта учителю принадлежит ведущая роль. Поскольку «Сказка об Иване Златоусом» произведение прозаическое, Кузнецова Елена Анатольевна осуществила  сценарную обработку сказки. Светлана Николаевна Белоглазова и Нина Васильевна Бояринцева прочитали с учащимися сказку в лицах и отобрали претендентов на роли.

3-й этап — осуществление деятельности

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться» из вида, но остаться наблюдателем. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. И началась работа! Учили текст, вживались в образ, отрабатывали «жизнь»  на сцене. Кузнецова Елена Анатольевна провела ряд занятий по развитию актёрского мастерства. Некоторые упражнения мы предлагаем вам в буклете. Интересным видом деятельности на данном этапе было создание костюмов. Большую помощь в этом оказали родители учащихся: искали рисунки русского костюма, делали эскизы, кроили, шили. 

А вот декорации, посовещавшись всей творческой группой, решили сделать в духе современности: в виде компьютерной презентации с музыкальным сопровождением. Данная работа была выполнена педагогами, т.к. учащиеся 4 классов не в достаточной мере владеют компьютерной грамотой. Мы отобрали необходимый иллюстративный и музыкальный материал и оформили в виде презентации. Детям-актёрам наши «декорации» очень понравились.

Сами же учащиеся изготовили необходимый для инсценировки реквизит: «железные» башмаки для главного героя, посох для царя, волшебную щуку.

4-й этап — презентация

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проде­ланного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации резуль­татов.

Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации. Когда под­ходит время анализировать, подводить итоги проделанной рабо­те, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуа­ции. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.

Итак, ребята уже поработали, что-то сделали. На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего про­дукта: дети репетировали сказку. Но интересующий нас результат про­ектной деятельности — это, прежде всего, ход самой деятельности. Нас, учителей, интересует, как работали дети, реализуя себя, как проявляли свою самостоятельность, что приобрели в смысле но­вых знаний и умений. Для учеников момент презентации — предъявление роста своей компетентности, самоанализа.

Результатом работы над проектом является найденный способ ре­шения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, но не просто рассказать, а доказательно, поясняя, как была поставле­на проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи про­екта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побоч­ные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Нелишним будет пояснить, а если это возможно, то и показать, как необходимо осуществлять предлагаемый способ ре­шения.

То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, мы назы­ваем продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисун­ки, плакаты, слайд-шоу, видеосюжеты, газета, альма­нах, костюмы, макеты, сценарий и прочее. Все это готовится как наглядное предъявление решения проблемы.

На этапе презентации роль учителя значительно возрастает. Он обобщает, дает оценку. Важно, чтобы учебный и вос­питательный эффекты были максимальными.

Проект

Категория: Статьи педагогов | Добавил: Ниночка (13.06.2011) | Автор: Бояринцева Нина Васильевна
Просмотров: 1892 | Теги: проект, вятский фольклор | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории
Статьи педагогов [9]
Это надо знать педагогу [1]
Терминология [5]
Техника безопасности [3]
Организация рабочего места [2]
Технические условия [2]
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Учитель технологии Прозорова Л.А. © 2021
    Сайт создан в системе uCoz