В условиях высокой динамики общественных
процессов и огромного информационного потока
последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности
школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению сложных жизненных проблем. Выпускник
школы должен
адаптироваться в меняющихся
жизненных ситуациях,
самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным
в различных социальных
группах, то есть речь идет о формировании
у
обучающихся современных ключевых компетенций. На уроках
технологии должны создаваться
условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями. Основываясь на теоретических разработках Д.Дьюи,
В.Х. Кильпатрика, Э.Д Кельмиге, С.Т. Шацкого, вышеозначенную
задачу считаю возможным решить, освоив метод проектов, который помогает:
- формировать
активную, самостоятельную и
инициативную позицию учащихся в обучении;
-
развивать в первую очередь общеучебные умения
и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировать не просто
умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно
сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Используя метод проектов, на уроках уделяю значительное время решению актуальных проблем:
- неумение учащихся
превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации;
обилие информации не приводит к системности знаний;
- отсутствие у школьников интереса, мотива к
личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
- использование учащимися репродуктивного, воспроизводящего типа
деятельности как ведущего; отрыв знаний от жизни.
Обучение проектированию позволяет
воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает индивидуальность,
творческие начала и умственные способности детей, что способствует формированию
ключевых компетенций
На первом этапе выполнения
проекта уч-ся самостоятельно выбирают
тему проектного задания, потому что как только появляется свобода выбора,
появляется возможность для самовыражения. Учащиеся должны чувствовать, что любое их соображение
заслуживает того, чтобы его высказывать и выслушивать. Таким образом,
происходит формирование коммуникативной, рефлексивной компетентностей.
После
определения тем организую работу по выполнению проектов, которая начинается
с планирования. Планирование со сроками исполнения приучают уч-ся к четкости и
в мышлении, и в работе над проектом, а также повышает уровень ответственности
за работу. Следовательно, происходит формирование технологической
компетентности.
В процессе поиска информации (исследование)
постепенно ставятся более сложные задачи, поиск углубляется, одновременно и
обогащается личность, т.е. формируется информационная компетентность.
Выполнение проекта обязательно завершается его защитой
перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и
подходов к проектным работам, стимулирует формирование у учащихся чувства
ответственности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать
учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая
самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие
идеи.
Наилучшая форма
анализа проектных работ - «круглый стол», где происходит обмен мнениями о
проделанной работе, подводятся итоги, а
значит, формируется рефлексивная компетентность.
Дети испытывают удовлетворение не только от
результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена
самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Это
позволяет совершенствовать познавательную и преобразовательную деятельность
учащихся, добиваться высокого уровня развития их личности.
|